Психологи утверждают, что родительские запреты могут быть не только полезны для детей, но и оказывать разрушительное действие на маленькую личность. Некоторые из них звучат абсурдно, однако их влияние очень серьезно. Рассмотрим три наиболее деструктивных родительских запрета.
Запрет №1
Часто родители запрещают ребенку самостоятельно одеваться так, как он хочет. Взрослым гораздо проще разложить перед своим чадом вещи, которые, по их мнению, необходимо надеть, в результате чего сталкиваются с активным сопротивлением. Особенно трудно убедить подростка. Бывает и так, что родители вечером «договорились» с ребенком (точнее надавили авторитетом), во что утром нужно одеться, но чадо просыпается и отказывается от подготовленного гардероба, что неизбежно приводит к ругани. Такая ситуация разрушительна для всего: состояния детской психики, семейных отношений, ощущения взрослых себя как родителя. Ежедневно подбирая гардероб для малыша, указывая ему, что надевать и что делать, взрослые формируют у него зависимость от чужого мнения.
Второй момент – это запрет на творчество. Так, в три года малыш считает всю одежду розового цвета очень красивой, независимо от фасона. В 13 лет для подростка становится привлекательным черный, никаких других оттенков не существует. К 17 годам вкусы и взгляды растущего человека вновь меняются – все через это проходят.
У детей есть собственное внутреннее ощущение, что красиво, что им подходит, а что нет. Нужно позволить проявлять самостоятельность, принимать решения, выражать свое чувство прекрасного. Самые продвинутые модные дизайнеры когда-то надевали или рисовали то, что другим не нравилось. Родители не знают, кем станет их малыш, поэтому необходимо разрешить ему выражать себя.
Психологи дают несколько действенных советов, позволяющих упростить ежедневный процесс одевания.
- Маленькая девочка вывернула весь шкаф и рыдает, не зная, что надеть. В этой ситуации стоит набраться терпения, пошутить и позволить крохе выбрать то, что она хочет. На следующий день нужно самим предложить дочке достать из шкафа все вещи, чтобы она убедилась в том, что точно пересмотрела всю одежду и могла выбрать наряд. Такая работа на опережение действительно эффективна: через несколько дней девочка сама откажется доставать все вещи из шкафа и сможет быстро выбрать нужную одежду. Длительность процесса одевания сократится до минимума.
- Шутите – это всегда сглаживает конфликт и дает возможность расслабиться, быстро завершить начатое.
Дело вовсе не в одежде, а во внутреннем ощущении уверенности. Если родители не позволили сформироваться этому качеству, человек всегда будет чувствовать себя неуютно в самых дорогих вещах. Нелепые наряды будут выглядеть фешенебельно, если их владелец светится изнутри. Необходимо поддерживать свое чадо, создавать культуру самостоятельного выбора гардероба и радоваться детской креативности.
Запрет №2
Второй по силе своего разрушительного воздействия запрет родителей связан с игнорированием мнения ребенка по различным вопросам. Взрослым гораздо удобнее, чтобы детская точка зрения полностью совпадала с их мыслями. Любое несоответствие в семье часто приводит к ссорам, непониманию, конфликтам.
Очень важно формировать в личности культуру наличия собственного мнения, так как это пробуждает и развивает критическое мышление. Известно, что самые большие в мире открытия совершали люди, которые в определенный момент кому-то не поверили, осмелились высказывать собственную точку зрения, перепроверив ее в дальнейшем. Именно так рождаются научные открытия, создаются инновации.
Иметь свое мнение значит трезво смотреть на жизнь, думать, анализировать. Самое лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, – научить его выражать собственную точку зрения. Необходимо научиться сдерживаться и стойко переносить тот неловкий момент, когда чадо пытается донести свое мнение, кажущееся взрослому заведомо неправильным. Следует не только внимательно выслушать его, но и чаще спрашивать, что малыш думает по тому или иному поводу, давать ему высказываться в диалоге. Такой подход научит анализировать. Ребенок поймет, что любую ситуацию нужно обдумать, рассмотреть с разных сторон, выделить множество вариантов выхода из нее или взглядов на нее.
Некоторые дети, несмотря на запреты, будут сопротивляться тому, что им не позволяют иметь свою точку зрения. В результате они вырастают и становятся конфликтными или же просто «ломаются». При наличии гениальной идеи он просто не могут высказать ее вслух, потому что когда-то им это запрещалось.
Задача родителей – культивировать в детях самостоятельное мышление, креативность, недоверчивость, способность проводить анализ ситуации. Это необходимо для того, чтобы они выросли людьми, которые действуют конструктивно, реально смотрят на мир, а не пребывают в иллюзиях.
Запрет №3
Это запрет на право быть самим собой. Слишком активных детей часто одергивают, чтобы они не бегали и не шумели, разговорчивых заставляют молчать, медленных торопят. Родители, не осознавая своей ошибки, каждый день капля за каплей разрушают целостность маленькой личности.
Неизвестно, кем вырастут и будут работать дети. Шумный малыш в будущем может стать актером, и этот громкий голос, которым сейчас он разговаривает в семье, классе, детском саду, пригодится ему для декламации текста на весь зрительный зал. Или он может работать педагогом, тогда именно сильный голос, а не крик, позволит быть услышанным в классе, где шумят ученики.
Люди рождаются разными: медленными, быстрыми, со средней скоростью. Это позволяет впоследствии реализоваться в жизни, ведь у каждого есть своя задача. Быстрые личности хорошо замечают все изменения, из них часто вырастают отличные бизнесмены, топ-менеджеры, управленцы. Они видят, что ситуация поменялась и надо на нее реагировать. Медленные же этого не замечают, зато из таких людей вырастают потрясающие специалисты в тех областях, где нужно погружаться в работу, тщательно изучать что-то, нельзя отвлекаться. Создать такую личность из быстрого человека невозможно.
Когда родители навешивают на малыша ярлык «слишком медленный, «невнимательный», «громкий» или «разговорчивый», самое лучшее, с чем его послали в эту жизнь, начинает разрушаться. Это негативно действует на уверенность, проявление с сильной стороны того свойства, которое запрограммировано в человеке. Миру не нужны все спокойные и усидчивые. Ему необходимы как быстрые, смелые, громкие, так и тихие, сосредоточенные. Люди рождаются с этими свойствами ума, они не являются приобретенными, их нельзя разрушать.
Если культивировать качества, с которым кроха появляется на свет, в будущем он сможет найти свое место в жизни, реализоваться, принести пользу множеству людей. Невозможно задать то, чего нет. В одной семье могут быть сконцентрированы люди с разными особенностями характера, скоростью мышления, движения, привычками, и в этом их сила.
Нельзя разрушать то, что заложено в малыше. Иначе он не узнает, кем ему стать, на что делать упор, что является его сильной стороной, начинает сомневаться в себе. Так родители забирают у своего чада возможность стать счастливым, заведомо занижают стандарты его жизни.
Необходимо любить ту «начинку», с которой малыш пришел в этот мир. Если он слишком медленный, а родители быстрые, им стоит чуть-чуть замедлиться, чтобы быть на одной волне, или ускориться, чтобы понимать друг друга и говорить одинаково.
Родителям необходимо создавать все условия для того, чтобы дети были счастливы. Первое из них – любить ребенка, принимать его и разрешать ему быть таким, какой он есть. Бывает, что вскользь брошенное слово, оставляет сильный осадок внутри. Потом человеку придется потратить множество усилий на то, чтобы преодолеть это или смириться, и это чувство он пронесет через всю жизнь. Взрослые должны ограждать своих детей от такого пагубного влияния, как со своей стороны, так и со стороны окружающих. Необходимо всем говорить, что с малышом все хорошо, и самим верить в то, что он самый лучший на свете. Тогда впереди его будет ждать счастливая и насыщенная жизнь.