Полгода с момента рождения – первая значимая дата и начало нового важного этапа в жизни грудничка. С этого возраста младенец постепенно формируется в личность, демонстрируя новые возможности и проявляя характер. Каждый малыш индивидуален в своем развитии, однако выделяют основные навыки и умения из того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Физическое развитие в полгода
Одними из основных показателей, характеризующих нормальное развитие грудничка, являются рост и вес. В 6 месяцев увеличение этих параметров немного замедляется по сравнению с первыми неделями жизни. ВОЗ приводит следующие усредненные данные для младенцев полугодовалого возраста:
Пол малыша | Вес (кг) | Рост (см) |
Девочки | 6,5 – 9,3 | 63,5 – 70,3 |
Мальчики | 7,1 – 9,8 | 65,5 – 71,9 |
Ребенок стремительно развивается, становится все более активным. Он отлично слышит, поворачивая голову к источнику звука, находящемуся на расстоянии до 6-6,5 м. Кроха узнает голоса близких людей и радостно на них реагирует.
Малыш внимательно смотрит на движущиеся предметы, следит за ними взглядом. Он видит окружающий мир более четко, чем раньше, и уже хорошо различает цвета.
В 6 месяцев способности ребенка позволяют ему:
- сосредоточиться на интересующем его предмете в течение длительного времени;
- разглядывать игрушки, перекладывая их из одной руки в другую;
- узнавать маму и папу, а также тех, кого чаще всего видит, различать знакомых и незнакомых людей;
- искать и находить спрятанную вещь;
- произносить слоги, имитируя услышанные;
- лежа на спине, легко переворачиваться на животик и обратно;
- в положении на животе уверенно захватывать игрушку одной рукой, опираясь на другую;
- начать ползать самостоятельно;
- садиться с помощью взрослых;
- бросать предметы, наблюдая за их падением;
- стоять, держась за бортик кроватки;
- отталкиваться ножками и «пританцовывать», когда его держат под мышками;
- выказывать пищевые предпочтения.
У шестимесячного малыша может прорезаться первый зуб, чаще всего это нижний резец в центре. Этот период – самый подходящий для визита к стоматологу, чтобы выявить возможные проблемы, связанные со строением челюсти, уздечек над верхней и нижней губой.
Эмоциональное развитие в полгода
Кроха активнее начинает демонстрировать характер, мимикой и эмоциями реагируя на членов семьи и происходящие события. Плач все больше используется лишь в случае физиологического дискомфорта. Ребеночек пытается вступить в «диалог», не просто повторяя и имитируя звуки, но и стараясь понять смысл того, что ему говорят. Он способен определить, о каком предмете или игрушке идет речь, и находит их взглядом.
Малыш узнает голоса родителей, даже если их нет в комнате. Если грудничок слышит речь мамы, он криком оповещает, что знает о ее присутствии. Кроха различает свое имя, реагируя на него.
В 6 месяцев ребенок хорошо знает всех членов семьи. На присутствие чужих людей малыш реагирует настороженно, может заплакать, но быстро успокаивается на ручках у мамы.
Младенец начинает осознавать причинно-следственную связь между различными событиями. Он понимает, что при нажатии на кнопку будет звучать музыка, а если игрушку бросить на пол, раздастся стук.
У малыша просыпается интерес к практическому назначению окружающих его вещей. Он может привлекать внимание своим лепетом, чтобы получить требуемый предмет и узнать о его предназначении и качествах. В этот период ребенок уже различает свои игрушки. У него появляются любимые, которые он выбирает чаще всего.
Как помочь ребенку развиваться
6 месяцев – период интересных открытий и изучения нового. Кроха любит заниматься с игрушками, которые издают различные звуки: звенят, гремят или шелестят. Он изучает текстуру и незнакомые для него материалы, старается все попробовать на ощупь и на вкус.
- Детям в возрасте 6 месяцев нравится играть с различными емкостями. Полезно будет дать крохе маленькие коробки или стаканчики различных размеров, чтобы он пробовал открывать и закрывать их, вставлять друг в друга.
- Прекрасным способом развития мелкой моторики станут игры с использованием сыпучих продуктов, таких как различные крупы, мука или соль. Нужно подготовить место для занятий, удобно посадить карапуза и высыпать перед ним несколько горстей зерен разного размера. Пусть малыш возится с удовольствием, главное – следить, чтобы он ничего не тянул в рот и не проглатывал.
- Для развития моторики также хорошо использовать спирали, по которым перемещаются предметы различной формы. Младенцу понравятся движущиеся детали и яркие цвета.
- Полезен для грудничка будет массаж ручек и гимнастика для пальчиков. Данные приемы оказывают благотворное влияние на общее состояние крохи, способствуют развитию речи. У малыша пока не получается повторять нужные движения, поэтому в этом возрасте занятия проводятся в пассивном варианте. Мама аккуратно массирует пальчики ребенка, помогая ему двигать ими и одновременно читая стихи и потешки.
- В 6 месяцев крохе можно давать маленькое безопасное зеркало или подносить его к большому, чтобы он научился узнавать себя. В этот момент следует четко произносить названия различных частей его тела, показывая их малышу.
Занятия, стимулирующие развитие ребенка в 6 месяцев, не должны быть чрезмерно длительными и утомляющими. Проводить их можно, когда младенец находится в хорошем настроении и с готовностью принимает участие в играх.
Начинаем прикорм
В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в 6 месяцев доношенный ребенок, не имеющий проблем со здоровьем, полностью готов к введению первого прикорма. Растущему организму требуются определенные питательные вещества, витамины и микроэлементы. У малыша уже вырабатывается ряд пищеварительных ферментов, способных принимать взрослую еду.
До этого возраста организм кроха не способен к перевариванию какой-либо пищи, за исключением грудного молока или адаптированной смеси. Слишком позднее введение прикорма может негативно сказаться на психическом и физиологическом развитии грудничка, а также привести к таким состояниям, как рахит и анемия. Виды продуктов, впервые предлагаемых малышу, зависят от его особенностей и состояния. Необходимо внимательно наблюдать за реакцией детского организма на новую еду.
Следует помнить, что в шесть месяцев другие продукты для малыша являются не заменой материнскому молоку, а лишь дополнением к нему. Не стоит полностью отказываться от грудного вскармливания.
Примерный режим дня малыша в 6 месяцев
Как и ранее, полугодовалому ребенку необходимо правильно организовать распорядок дня. В это понятие входят:
- сон;
- гигиенические процедуры;
- зарядка и массаж;
- полноценное питание;
- развивающие игры;
- прогулки.
После пробуждения утром у малыша в распорядке идут физические упражнения, умывание и кормление. Затем в течение 2-3 часов ребенок играет и засыпает.
Рекомендуем: Ребенок в 7 месяцев развитие: налаживаем новый режим дня и подбираем развивающие игрушки
Общий период бодрствования крохи в 6 месяцев составляет 8-9 часов в сутки. Днем ребенок может спать 1,5-2 часа 2 или 3 раза в день, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Шестимесячный карапуз ест 5 раз в сутки. В это время помимо привычного питания он получает и новые продукты.
Прогулки на свежем воздухе являются неотъемлемой частью распорядка дня. Общее время, проведенное на улице, должно составлять не менее 4-5 часов, в зависимости от времени года и погодных условий.
Желательно укладывать ребенка в установленное время. Перед сном малыша купают в теплой ванне в течение 10-15 минут. Эта процедура поможет ему расслабиться. В воду можно добавить успокаивающие травы: ромашку или мяту.
Продолжительность ночного сна в этот период составляет 10-11 часов. Некоторые дети могут спать все это время, не беспокоя родителей. У других еще сохраняется потребность в ночных кормлениях, и они просыпаются 1-2 раза.
Для каждого малыша распорядок дня составляется родителями самостоятельно. Он зависит от активности крохи, его поведения и естественных биоритмов.
О чем еще вы должны знать:
Что должно насторожить
Каждый ребенок формируется в своем индивидуальном темпе. Но существует несколько общих признаков, которые должны вызвать опасение:
- малыш не пытается сидеть, даже с помощью взрослых;
- когда ребенка держат под мышки, он не упирается и не отталкивается ножками;
- кроха не следит взглядом за движущимся предметом, находящимся на расстоянии 20-30 см от него;
- младенец не способен крепко удерживать игрушку в руке и перекладывать ее из руки в руку;
- если источник звука находится вне поля зрения ребенка, реакции на него не возникает;
- грудничок не реагирует на свое имя;
- отсутствует лепет, малыш не улыбается, не узнает членов семьи и не просится на руки.
Чтобы не пропустить опасные отклонения в развитии своего ребенка, родителям необходимо составить представление о его индивидуальных особенностях, познавательной активности, сенсорном развитии рук. Сделать это можно в ознакомительной игре с предметами, наблюдая за эмоциональными проявлениями и речевыми реакциями. Если большинство навыков, характерных для шестимесячного возраста, у малыша отсутствуют, необходимо срочно обратиться за консультацией к специалисту.