Как научить ребенка разговаривать в 1,5-2-3 года: обучающее видео

С помощью популярных техник научить ребенка говорить возможно быстро и просто. Сделайте процесс интересным с элементами игры.

Как учить ребенка говорить

Основные этапы развития речи

Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими — в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:

  • Этап гуления, который в среднем приходится на 2-3 месяц жизни. В данный период грудничок оживляется при виде родителей и воспроизводит протяжно звучащие гласные и слоги с горловыми согласными (классическое «агу», «гу», «гы»). На фоне эпизодически возникают слоги, в которых присутствуют губные (б, п, в, у и о) и переднеязычные (т, д, н, л) звуки. Постепенно гуление переходит в лепет.
  • Многократно повторяющиеся слоги с использованием губных или переднеязычных согласных (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) появляются к 5 – 7 месяцам.
  • К 8 месяцу малыши понимают простые слова, с которыми к ним обращаются взрослые.
  • Первое слово ребенок в среднем произносит в 10 месяцев – год, но бывает, что простые слова (не «мама») кроха произносит и раньше срока. В данный период речь малыша выглядит сочетанием лепета и лепетных слов (ма-ма, па-па, ав-ав, ам, дай-дай и др.).
  • В год словарный запас в среднем составляет 10 осознанно произносимых слов. После года приблизительно до полутора лет малыш использует упрощенные (баба) или звукоподражательные (бибика) слова. Малыш понимает гораздо больше, чем говорит, и после 1,3 лет способен выполнять простые поручения.
  • После полутора лет ребенок активно использует около 40-70 слов. В большей степени названия окружающих предметов и имена, т. е. существительные. Реже используются прилагательные, и еще реже – глаголы и местоимения. Развивается фразовая речь, но карапуз предпочитает разговаривать предложениями из двух слов.
  • Более многословными предложениями малыш изъясняется в год и 10 месяцев, но в предложениях не совсем правильно построена грамматическая связь.
  • В возрасте 2-х лет малыш активно использует 100–300 слов, строит развернутые фразы и правильно использует несколько грамматических форм.
  • Третий год жизни – эпоха активного увеличения словарного запаса (от 300 до 800 слов), использования глаголов и прилагательных. Общайтесь с малышом полноценно, но понимание его речи усложняет несовершенная артикуляция (сложные звуки заменяются простыми «шапка – сапка» и др.).
  • Простейшие суждения и умозаключения появляются к 4-м годам.

Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы лучше использовать.

Методы, помогающие научить малыша говорить

Способы обучения разговорной речи

Каждая мама неосознанно воспроизводит в общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как научить ребенка говорить.

Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе — залог раннего развития речи.

Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:

  1. Улыбаться при общении с крохой, разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
  2. Комментировать происходящее вокруг ребенка, обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно касается общения малыша с папой.
  3. Иногда папы ревнуют, поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У крохи надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять процесс чаще и в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать нужно аналогичным образом.
  4. Когда кроха при виде вас оживляется и начинает издавать различные звуки, повторяйте их в ответ, спрашивая что-то в духе «Да? Ты так думаешь?»
  5. Нося малыша на руках, знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
  6. Хорошая методика, позволяющая крохе быстро освоить речевые навыки — чтение целыми словами. Многие мамы и особенно бабушки склонны к «сюсюканью», намеренно искажая звуки в общении с грудничком и используя вместо полноценных слов звукоподражательные. В результате ребенок долго не пробует общаться с помощью полноценных слов, заменяя их разнообразными «бах» и т. д. Если вы не в состоянии удержаться от подобного общения со «сладеньким», развивать словарный запас помогут карточки со словами, совместное чтение детских книг (особенно нравиться детям ритмичная стихотворная речь).
  7. Если у вас ребенок-строптивец, прекрасно понимающий вашу речь и не желающий произносить слова правильно (упорствует и пытается объясняться исключительно на «своем» языке), попробуйте дополнять его речь. Когда малыш показывает на какой-нибудь предмет и говорит «Хахарь», или «ка», ему надо отвечать – «Да, сейчас мы будем кушать сухарь» или «Да, кошка. Кошка говорит «мяу». Вместе с малышом рассматривайте книжки с животными и рассказывайте, кто как говорит (малыши это любят), а потом просите показать животное и по слогам произносите его название.

Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.

Игры, способствующие развитию речи

У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.

  1. Пойте детские песенки (тра-та-та, мы везли с собой кота), колыбельные, рассказывать детские стишки, которые легко запоминаются благодаря ритмичному звучанию. Повторять их нужно часто – малышам не надоедает однообразие репертуара, они радуются знакомым стихам и сказочкам. Для ребенка годовалого возраста предложите заканчивать строчку самостоятельно, а в возрасте около 2-х лет – исправить вашу сознательную ошибку (Например, «Наша Таня громко плачет, уронила в речку тапок»).
  2. Изучайте прилагательные с помощью подбора предметов с данной характеристикой. Среди игрушек в год уже можно выбрать все красное или круглое, по квартире путешествовать в поисках мягкого и т. д.
  3. Поскольку развитие мелкой моторики связано с развитием речи, с малышом надо играть в пальчиковые игры (сорока-ворона и т. д.), а также предлагать предметы, которые кроха сможет перебирать без опасности для здоровья. Предлагаемые предметы должны быть разными по фактуре и форме.

В возрасте около 2-х лет важно научить ребенка говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.

Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но в отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях с помощью определенных упражнений.

Упражнения для формирования произношение звуков и слов

Учим малыша говорить

В период обучения ребенка произношения сложных звуков, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.

  • О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф дети должны уметь выговаривать к концу второго года. При этом замена звуков Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р на более простые является нормой.
  • С, З, Ц малыши учатся произносить после 3-х лет. В 4 года в норме осваивается произношение Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.
  • Произношение Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь дети осваивают с 4-х до 5-ти, а в 5 все звуки должны произноситься без дефектов.

В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.

  • Погулять язык собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда)
  • Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем)
  • На прохожих оглянулся, (облизываем губы)
  • Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении)
  • Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
  • Раз — и в ротике исчез. (прячем язык)

Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.

Уже в год можно научить ребенка сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.

Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.

В случае серьезных нарушений рекомендуется посещение логопеда.

И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность мира и богатство речи.

Обучающие видео



Автор: Носова Марина